Экономическая теория

 

ТЕМЫ И ГРАФИК СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

 

Семинар 1: Личность в экономике

 

Вопросы:

1.        Человек и рыночная экономика: аспекты взаимосвязи

2.        Основы психологического поведения человека с сфере экономики

3.        Типы экономического поведения личности

4.        Понятие «экономический человек»

5.        Хозяйственная мотивация и типы рациональности

 

Литература

1.        1. Беряставский М.А. Личность в экономическом пространстве. – М., 2008. – С. 36-54.

2.        Дютов П.А. Экономика и личностное развитие. – М., 2007. – С. 49-62.

3.        Основы экономической психологии / Под ред. В.М. Соколинского. М., 1999.

4.        Радаев В.В. Экономическая социология. М., 2005. – С. 91-112

5.        Хейне П. Экономический образ мышления. М.. 1992.

 

 

Семинар 2. Потребительское поведении. Коммуникации в сфере экономики

 

Вопросы:

1.        Массовое общество как социальное явление (формы проявления).

2.        Концепция элитарной и популярной культуры П. Бурдье.

3.        Общество массового потребления.

4.        Потребление как культурная традиция

5.        Основные теории коммуникаций в экономике.

6.        Роль коммуникации в формировании социально-культурной идентичности.

7.        Динамика коммуникативной сферы в экономических отношениях (советское общество и российское общество).

 

Вопросы для обсуждения

·          Плюсы и минусы формирования массового общества.

·          Влияние массового общества на психологию человека.

·          Потребительское поведение в массовом обществе: причины и следствия.

·          Была ли массовая культура в советском обществе?

·          Когда возникает массовая культура? Для чего и почему возникает массовая культура в обществе?

 

Практическое задание

1. Деловая игра «Шопинг по-русски» - продолжительность 30 мин.

Все участники делятся на группы продавцов и покупателей.

Задача продавцов состоит в том, чтобы правильно составить торговую стратегию и как можно выгоднее продать свой товар (одежду, продукты питания, автомобили, информационные услуги) представителям различных слоев общества.

Покупатели, в свою очередь разделялись на «бедных» (доход на 1 члена семьи до 3000 р.), «средний класс» (доход на 1 члена семьи до 20000 р.) и «богатых» (доход на 1 члена семьи выше 50000 р.).

В заключение игры покупатели дают оценку своим покупкам и оценивают состояние семейного бюджета после «шопинга». Продавцы рассказывают о том, какими принципами они руководствовались, предлагая товар различным аудиториям покупателей, и анализируют, насколько им удалось достичь своей цели.

2. Провести включенное наблюдение (видео, фото, рисунки – на выбор) за потребительским поведением мужчин и женщин в Торговых центрах, кинотеатрах, кафе, ресторанах и проч.

Описать «жизнь» этих людей и роль этого пространства в целом восприятии жизни этих людей. Подготовить доклад (работа выполняется по группам – 3-4 человека – каждая группа наблюдает за 1 местом). Результат этой работы отразить в эссе (письменно). Лучшие работы будут опубликованы на сайте www.fst.my1.ru

 

Литература

1.        Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. – М.: РИП-холдинг, 2003. // Сайт «Evartist». URL: http://evartist.narod.ru/text7/62.htm (дата доступа 09.09.09)

2.        Бодрийяр Ж. Реквием по масс-медиа // Поэтика и политика. Альманах Российско-Французского центра социологии и философии Института социологии Российской Академии наук. – М.: Институт экспериментальной социологии. – СПб: Алетейя, 1999, С. 193-226.

3.        Захаров А. В. Массовое общество и культура в России: социально-типологический анализ // Вопросы философии. – 2003. – №9. – С. 3-16.

4.        Ильин В.И. Феномен потребления // Личный сайт автора, URL: http://www.consumers.narod.ru/lections/introduction.html (дата доступа 09.09.09)

5.        Ильин В.И. Социология потребления. Дистанционный курс лекций // Там же, URL: http://www.consumers.narod.ru/ (дата доступа 09.09.09)

6.        Ильин В.И. Общество потребления в России: Миф или реальность? // Фонд научных исследований (ФНИ) «Прагматика культуры». URL: http://artpragmatica.ru/hse/?uid=459 (дата доступа 09.09.09)

7.        Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. – М., 2000. – С. 405-430. или электронный вариант URL http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Ionin/_Index.php (дата доступа 09.09.09)

8.        Кирилина А. Гендерные аспекты массовой коммуникации // Гендер как интрига познания. М.: «Рудомино». – 2000. – С. 47-81

9.        Кондратьев К.Я., Крапивин В.Ф. Современное общество потребления и его экологические ограничения // Энергия, 2005, № 10. С.60-66. URL: http://www.courier.com.ru/energy/en1005kondratyev.htm (дата доступа 09.09.09)

10.    Луман Н. Реальность массмедиа. – М.: Праксис, 2005. – 256 с.

11.    Малахин М. Клондайк потребления // Российская бизнес-газета, № 499, 15.03.2005, URL: http://www.rg.ru/2005/03/15/torgovlya.html (дата доступа 09.09.09)

12.    Мордовина Л.В., Шилова А. Феномен массовой культуры в современном обществе / Электронный журнал «Аналитика культурологии». – 2009. - №2. URL: http://analiculturolog.ru/index.php (дата доступа 09.09.09)

13.    Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. – М.: Едиториал УРСС, 2003.

14.    Потребление, сформировавшее США // Независимая информация и аналитика из США, 15.12.2006. URL: http://www.washprofile.org/ru/node/5678 (дата доступа 09.09.09)

15.    Радаев В.В. Социология потребления: основные подходы // Социологические исследования. – 2005. – №1. – С. 5-17.

16.    Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003.

17.    Хабермас Ю. Теория коммуникативного действия. Сводный реферат // Современная западная теоретическая социология. Вып.1. Хабермас Ю. // Реферат.- М., 1992. – С.57-101.

18.    Шарков Ф.И. Истоки и парадигмы исследований социальной коммуникации // Социологические исследования, 2001. – № 8. – С. 52-61.

 

 

Семинар 3. Коммуникативный практикум

 

Игра Мафия

 

Необходимые акссесуары: колода карт.

Количество игроков: от 10.

При меньшем количестве игроков мафия практически всегда побеждает. Это не интересно. :)

При большой компании стоит подумать о дополнительных персонажах, чтобы придать игре динамику.

 

Цель игры: для честных людей вычислить и убить мафию, для мафии - перестрелять всех честных.

Итак, для начала вся компания выбирает реальность, в которой будет происходить игра. Далее, каждый игрок придумывает себе легенду.

Теперь пора поговорить о распределении ролей. Да-да, именно сейчас, когда роли уже выбраны и оглашены.

И, наконец, наступает время игры!

Ведущий объявляет:

Наступает ночь (все игроки закрывают глаза),

Мафия просыпается и знакомится (все игроки, которым выпала честь играть за мафию открывают глаза и запоминают свою "команду").

Мафия засыпает. (все закрывают глаза).

Наступает утро, все просыпаются. (все открывают глаза)

Итак, господа, у нас в городе обосновалась МАФИЯ!

Далее игроки на основании легенд и своих догадок (а мафия на основании того, что они друг о друге знают), высказывают мнения о подозрительных личностях. После того, как все высказались, проводится голосование. Тот, за кого проголосовало большинство, считается убитым и вскрывает свою карту, тем самым определяя свой статус.

Во вторую и последуюшие "ночи" сначала просыпается мафия, совещается и показывает ведущему, кого она убивает, затем просыпается комиссар Каттани и указывая ведущему на любого игрока спрашивает честный он или нет. Ведущий отвечает заранее оговоренным жестом.

Если Мафия убивает Каттани, то он может оставить предсмертную записку (см. дополнительные правила и персонажей) об одном из игроков. Н-р, "девочка-скрипачка - мафия" или "нищий - честный человек". Соответственно, если Каттани указал на мафию, то ее убивают без голосования.

Кстати, существует целый клуб, пропагандирующий игру в Мафию и проводящий не только игры, но и турниры.

Реальность

Необходимо выбрать место, где будет происходить действие игры. Это может быть реальный город/страна или книга/кинофильм или даже знакомый всем чат, ведь иногда забавно примерить себе маску другого человека :)

Конечно, книга или фильм вас ограничат знакомыми персонажами. С другой стороны их характер не нужно раскрывать слишком подробно - все и так знают о чем идет речь. Хороший выбор для тех, кто первый раз играет в Мафию с легендами.

А вот реальный город дает простор для фантазии: от 14-летней девушки-скрипачки до охранника в борделе.

 

Примеры реальности:

оицилия

Москва

"Три мушкетера"

"Алиса в стране чудес"

Кемеровский чат (это была очень веселая игра!!!)

 

Действующие лица – жители города.

 

Распределении ролей

Тут-то нам и понадобится колода карт.

Выбираем из колоды карты по количеству игроков. Из них 1/3 или меньше черных мастей - для мафии, король червей для комиссара Каттани и отстальные красные карты для честных игроков.

Отобранные карты тщательно перемешиваются и наугад раздаются игрокам.

О выпавшем жребии должен знать только сам игрок.

 

Отдельные игровые моменты

Если игроки хотят руководствоваться больше интуицией и психологией, то рекомендуется вообще не разглашать статус «убитых» игроков. В этом случае не возможно руководствоваться логическими выводами, за исключением ситуации, когда игрок противоречит сам себе в обсуждениях.

Если собрались игроки, которые уже имеют опыт игры, интересно брать всю колоду целиком. После того, как колода была тщательно перетасована, игрокам раздаются карты (оставшиеся невостребованными, откладывают в сторону до следующей раздачи). Количество «мафии» и игровых ролей при таком варианте случайно и известно только ведущему, что создает интригующую ситуацию при обсуждении.

 

 

Цель игры на экономической теории – проследить поведенческие реакции (свои и чужие), коммуникативные стратегии и особенности поведения в нестандартных ситуациях.

Рассмотреть эффективность управленческих и психологических техник используемых в игре каждым игроком.  

Необходимо учитывать навыки организации группового взаимодействия.

 

 

Семинар 4. Реклама в современном мире

 

Вопросы:

(использовать результаты практического задания №1 данного семинара)

1.        Цель и задачи рекламного сообщения или образа.

2.        Роль рекламы в жизни общества (социально-психологические факторы).

3.        Воздействие рекламы на привычки людей.

4.        Реклама как «создатель» новых потребностей человека.

 

Вопросы для обсуждения:

·          Почему люди обращают внимание на рекламу?

·          Почему рекламируемые образы всегда более притягательны (хотя и возможно никогда не достижимы), нежели чем реальные образы (в любой рекламе).

·          Какие механизмы задействует реклама (как впрочем и политики в своих агитациях), что люди ей (им) верят?

 

Практическое задание

1. Провести экспресс-опрос «Доверяете ли вы рекламе? Почему?» и «Какая реклама вам нравиться? Почему?». Проанализировать полученные данные. Подготовить сообщение на семинаре. Результат этой работы отразить в эссе (письменно). Лучшие работы будут опубликованы на сайте www.fst.my1.ru.

2. Обсуждение роли рекламы в жизни общества будет происходить на сайте Феноменология социальных трансформаций (www.fst.my1.ru ) в разделе «Студенческий полигон» - «форум».

 

Литература

1.        Бодрийяр Ж. Система вещей. // Сайт «Библиотека Гумер». URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Bod_SisV/index.php (дата доступа 09.09.09)

2.        Захаров А. В. Массовое общество и культура в России: социально-типологический анализ // Вопросы философии. – 2003. – №9. – С. 3-16.

3.        Ильин В.И. Феномен потребления // Личный сайт автора, URL: http://www.consumers.narod.ru/lections/introduction.html (дата доступа 09.09.09)

4.        Ильин В.И. Социология потребления. Дистанционный курс лекций // Там же, URL: http://www.consumers.narod.ru/ (дата доступа 09.09.09)

5.        Ильин В.И. Общество потребления в России: Миф или реальность? // Фонд научных исследований (ФНИ) «Прагматика культуры». URL: http://artpragmatica.ru/hse/?uid=459 (дата доступа 09.09.09)

6.        Потребление, сформировавшее США // Независимая информация и аналитика из США, 15.12.2006. URL: http://www.washprofile.org/ru/node/5678 (дата доступа 09.09.09)

7.        Радаев В.В. Социология потребления: основные подходы // Социологические исследования. – 2005. – №1. – С. 5-17.

8.        Семишова Е.П. Средства массовой информации в современном социокультурном пространстве / Электронный журнал «Аналитика культурологии». – 2009. - №2. URL: http://analiculturolog.ru/index.php (дата доступа 09.09.09)

9.        Семишова Е.П. Средства массовой информации как фактор смыслопостроения в современном поле культуры / Электронный журнал «Аналитика культурологии». – 2009. - №2. URL: http://analiculturolog.ru/index.php (дата доступа 09.09.09)

10.    Ходяков В.В. Информация как объект повседневности / Электронный журнал «Аналитика культурологии». – 2009. – №2. URL: http://analiculturolog.ru/index.php (дата доступа 09.09.09)

 

 

Семинар 5. Деньги: социально-психологическое и культурно-историческое восприятие

Вопросы:

1.        Деньги в жизни общества и человека

2.        Восприятие ценности денег

3.        Реакция на отток денег

4.        Способы привлечения денег J

 

Литература

1.        Бункина М.К., Семенов В.А. Экономика и психология. М., 1998

2.        Выготский Л. С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М.. 1993.

3.        Девис Ф. Создай себе имидж. Как своим видом излучать успех. Минск. 1998.

4.        Ермолаева Е.П.. Ермаков А.Г., Спасенников В.В. Экономическая психология предпринимательской деятельности. М.; 1999

5.        Попов В.Д. Психология и экономика. М.. 1998.

6.        Соколинский В.М. Психологические основы экономики. М.,

 

 

Семинар 6. Экономико-психологические аспекты доходов и сбережений

Вопросы:

1.        Психология доходов

2.        Культурно-исторические особенности формирования доходов и сбережений

3.        Сбережения: психологические аспекты

1)       цели и мотивы

2)       Изменения в сберегательном менталитете

4.        Управление доходами населения (кто и с какой целью это делает; моральная и рациональная оценка)

 

Литература

1.        Бункина М.К., Семенов В.А. Экономика и психология. М., 1998

2.        Выготский Л. С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М.. 1993.

3.        Основы экономической психологии // Под ред. В.М. Соколинского. М., 1999.

4.        Попов В.Д. Психология и экономика. М.. 1998.

5.        Соколинский В.М. Психологические основы экономики. М., 1999.

 

 

Семинар 7. Сфера взаимоотношения: работа и занятость

Вопросы:

1.          Историческое развитие трудовой сферы человека

2.          Занятость в современном обществе. Типология. Анализ. Следствия.

3.          Роль глобализации в изменении формата работы и занятости.

4.          Последствия для социальной структуры общества в изменения формы и формата занятости (экономические, культурные, психологические и пр.)

 

Литература

1.        Дорин А.В. Экономическая социология: Учебное пособие. – М.: Экоперспектива, 1997. –  С. 29-71.

2.        Лимоненко Г.О. Формы занятости населения: история и современность. – М.: Инфра-М, 2008. – С. 48-58, 64-77, 113-126.

3.        Максимова П.Б. Процессы глобализации и сфера труда. – М.: ЭКМО, 2008. – С. 56-82, 94-112.

4.        Радаев В.В. Экономическая социология. – М.: ГУ ВШЭ, 2005. – 602 с.

5.        Фалейчик М.А. Сферы занятости в современном мире. – М.: ДеКа, 2008. – С. 182-199, 245-261.

 

 

Семинар 8. Занятость и безработица – формы и границы

Вопросы:

1.        Социально-демографические показатели занятости.

2.        Безработица и социальное поведение

3.        Социально-трудовая мобильность (сущность, типы, виды, методы анализа, функции)

4.        Миграция как вид социально-трудовой мобильности.

 

Литература

1.        Дорин А.В. Экономическая социология: Учебное пособие. – М.: Экоперспектива, 1997. – С. 71-109.

2.        Лимоненко Г.О. Формы занятости населения: история и современность. – М.: Инфра-М, 2008. – С. 64-77, 154-181.

3.        Максимова П.Б. Процессы глобализации и сфера труда. – М.: ЭКМО, 2008. – С. 113-125, 140-166.

4.        Мериновский А.В. Безработица как социально-экономическая категория. – М.: ДеКа, 2008. – С. 130-156, 188-204.

5.        Носик Е.А. Трудовая мобильность: портрет России. – М.: Знание, 2008. – С. 136-157.

6.        Радаев В.В. Экономическая социология. – М.: ГУ ВШЭ, 2005. – 602 с.

7.        Худобин Г.А. Безработица и занятость населения в постсоветской России. – М.: МИР, 2008. – С. 76-89, 113-142, 166-189.

 

Семинар 9. Защита творческой работы

 

Более подробно см. тематика творческой работы

 

(защита состоится 12.11 – 26.11)

 

 


На главную страницу

 

 

 

 

Hosted by uCoz