СОСТАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ ПРИКЛАДНОГО СОЦИАЛЬНОГО
Программа
исследования –
изложение его цели и общей концепции, исходных гипотез вместе с логической
последовательностью операций для их проверки. Работа над программой, как
правило, предваряет другие этапы социального исследования. Узловые элементы
программы:
1. Формулировка
и обоснование проблемы исследования. Поставленную самой жизнью противоречивую ситуацию принято
называть социальной проблемой. Для исследователя она выступает как состояние
"незнания" определенных сторон, количественных и качественных
изменений, тенденций развития, причин и других характеристик какого-либо
социального явления или процесса.
В процессе формулировки проблемы исследования необходимо
стремиться к тому, чтобы в ней получили как можно более точное отражение и сама
проблемная ситуация, и реальное противоречие, определяющее ее. При этом важно
избегать опасности постановки мнимых проблем, т.е. проблем, либо не отражающих
реальной социальной ситуации, либо давно решенных. Следует опасаться и другой
крайности – выдвижения проблем слишком широкого плана. Бывает, что в ходе
одного исследования приходится искать ответы на ряд проблем. Однако такое
возможно лишь в том случае, когда сама исследовательская программа нацелена на
"многопроблемный" социологический анализ. В
принципе же идти на изучение нескольких проблем в рамках одного исследования
нецелесообразно.
2. Определение
цели исследования.
Социальные исследования обычно
преследуют практическую цель, ибо призваны дать, прежде всего,
информацию для выработки рекомендаций, подготовки и принятия управленческих
решений. Результаты такого исследования служат обоснованием, подтверждением уже
имеющихся теоретических знаний. Четкая формулировка цели – одно из важнейших
методологических требований к программе.
3. Определение
объекта и предмета исследования. Социальная проблема не существует сама по себе и всегда
предполагает своего носителя – ту общность людей и их деятельность, с которыми
она неразрывно связана. Следовательно, "объектом" исследования в
широком смысле выступает носитель той или иной социальной проблемы.
Вместе с тем причины возникновения той или иной проблемы
могут лежать и за пределами объекта исследования. Это ведет к условному
расширению его масштабов, позволяющему выявить истинные причины возникновения
данной проблемы. (Пример: низкая активность на занятиях по
какому-либо предмету. Здесь причиной может быть как незаинтересованное
отношение самих учащихся к занятиям, так и формальная, шаблонная методика их
проведения, низкая квалификация преподавателей. Поэтому
выделяется два объекта исследования: основной – учащиеся, и дополнительный –
педагоги).
Четкое выделение объекта способствует правильному
определению "предмета" исследования. Последний
включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде
выражают исследуемую проблему (скрывающееся в ней противоречие) и подлежат
изучению. (В вышеприведенном примере предметом исследования может выступать
связь между эффективностью системы образования и теоретическим уровнем,
методическим мастерством педагогов). Таким образом – предмет социального
исследования предстает как концентрированное выражение взаимосвязи проблемы и
объекта исследования. Предмет устанавливает познавательные границы, в пределах
которых изучается конкретный объект в данном исследовании.
4. Логический
анализ основных понятий. Состоит из двух этапов:
а. Выявление главных сторон предмета
исследования путем интерпретации такого понятия, которое наиболее точно и полно
выражает его сущность.
б. Выявление совокупности операциональных понятий, на
которые раскладывается основное понятие.
"Интерпретация" основного понятия позволяет
установить, по каким направлениям анализа должен осуществляться сбор
первичной информации.
"Операционализация" – о чем следует
собирать информацию. Нахождение "индикаторов" помогает уяснить, как
и в какой форме надо подойти к ее сбору.
"Индикаторами" в социальном исследовании называют
разнообразные предметы, события, признаки явлений и процессов, поведенческие
акты, поступки, оценки и суждения людей, т.е. – все факты, которые используются
для социологического измерения. В то же время индикаторы позволяют правильно
сформулировать вопросы для анкеты и других видов инструментария, а также
определить структуру ответов на них. Всем индикаторам присущи различные
характеристики, которые в инструментарии выступают в качестве вариантов ответов
на вопросы. Они, расположенные в той или иной последовательности по позициям, и
образуют "шкалу измерения". (Пример: "образование" –
операциональное понятие, "уровень образования" – объективный
индикатор, его характеристики – начальное, среднее, средне-специальное, незаконченное
высшее и высшее. Они-то и становятся позициями шкалы измерения).
Осуществленный в процессе логического анализа основных
понятий выбор индикаторов и построение на их основе шкал позволяют начать
разработку инструментария для непосредственного измерения сторон и свойств
изучаемого явления.
5. Формулировка
гипотез исследования. Как правило, любое социальное исследование строится на предварительных,
явно или неявно выраженных предположениях о характере и причинах возникновения
изучаемой проблемы. Если исследователь целенаправленно пытается их предугадать,
он формулирует свои предположения в виде гипотез. Последние способствуют
увеличению оперативности исследования, подсказывают правильный выбор объекта
исследования и метода сбора социологической информации. Важно, чтобы
выдвигаемые гипотезы не сковывали мысль исследователя, заранее не
предопределяли итоговые результаты его работы. Их формулируют однозначно,
избегая по возможности расплывчатых понятий. По значимости и характеру гипотезы
можно разделить на основные и дополнительные.
6. Задачи
исследования. Формулируются
в соответствии с его целью и гипотезами и также, как и последние,
могут быть условно разделены на основные и дополнительные. Основные задачи
исследования в зависимости от его практического или познавательного характера
либо заключают в себе поиск ответа на
вопрос о путях и средствах решения данной проблемы, либо обосновывают
необходимость "вскрытия", "среза" проблемы, ее
предварительный анализ.
Может сложиться ситуация, когда выдвижение дополнительных
гипотез потребует выяснения еще каких-либо вопросов. В соответствии с этим и
выдвигаются дополнительные задачи.
7. Определение
обследуемой совокупности. Поскольку опрос всех людей, составляющих объект исследования, был бы
нерационален, большинство социологических исследований носит не сплошной, а
выборочный характер. По строгим правилам отбирается определенное количество
людей, отражающих по социально-демографическим признакам и другим
характеристикам структуру изучаемого объекта. Эта операция носит название
"выборка". От правильности ее осуществления в огромной степени
зависит качество и достоверность социологической информации. Данное
обстоятельство обязывает тщательно описать в программе
"проект выборки", который в последующем, с учетом особенностей и
динамики исследования может быть уточнен и выделен в отдельный документ. В
проекте выборки указываются принципы выделения из объекта той совокупности, в
которой, собственно, и будет проведена исследовательская работа, обоснована
техника проведения исследования, обозначены подходы к определению достоверности
полученной информации. Процесс выборки основан, во-первых, на взаимосвязи и
взаимообусловленности качественных характеристик и признаков социальных
объектов; во-вторых, на правомерности выводов о целом на основании изучения его
части при условии, что по своей структуре часть является микромоделью целого.
В проекте выборки должны быть отмечены "генеральная
совокупность" (объект исследования, который территориально,
производственно и во времени локализован) и "выборочная совокупность"
(число элементов генеральной совокупности, отобранных по строго заданному
правилу).
Обследуемая совокупность формируется как методом
ненаправленного отбора, так и методом серийной выборки, что также должно быть
отражено в ее определении.
8. Методическая
часть. Здесь
отмечаются характеристика применяемых в ходе исследования методов и приемов
сбора первичной информации; логическая структура применяемого инструментария,
из которой видно, на выявление каких характеристик предмета исследования
направлен тот или иной блок вопросов; порядок расположения вопросов в
инструментарии. Сам инструментарий прилагается к программе в качестве
самостоятельного документа.
9. Приемы
обработки информации. Должны быть отражены следующие компоненты структуры обработки:
1.
редактирование
и кодирование информации (часть анкетной информации заранее формализована, т.е.
даны возможные варианты ответов и проставлены их цифровые коды. В этом случае
необходимо редактирование; другой тип собираемых данных представляет ответы на
"открытые" вопросы, здесь должна быть представлена их группировка и
последующее кодирование);
2.
перенос
данных на машинные носители (SPSS, Statistika, и т.д.);
3.
проверка
качества данных и коррекция ошибок;
4.
создание
переменных (процесс в некотором смысле обратный процессу операционализации
понятий – "переменные" выступают в качестве показателей, изучению
которых, собственно, и посвящено исследование. Для многих
вопросов анкет получаемая информация непосредственно отвечает задачам
исследования, и в этом случае сами вопросы являются переменными);
5.
статистический анализ (ключевой этап в процессе анализа
социологических данных. В его ходе выявляются статистические закономерности и
зависимости).
|