Социальная антропология
ТЕМЫ И ГРАФИК СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Семинар 1. Субкультуры в современном обществе
(фото, видео и аудио материалы при
выступлении – приветствуются)
Вопросы:
1. Основные теории
возникновения субкультур.
2. Методы изучения субкультур.
3. Общее и отличное
субкультуры и контркультуры.
4. Особенности
развития любой субкультуры (на выбор: ролевики, геймеры, флэшмобберы, панки,
эмо, скинхэды, анимэ и проч.).
Вопросы для обсуждения
· Для чего молодые люди объединяются в неформальные группы?
· Плюсы и минусы субкультур.
· Субкультура и стиль жизни.
· Основные признаки субкультуры.
· Какие функции и роли выполняют субкультуры в обществе?
· В каких городах чаще возникают субкультуры. Почему?
Практическое задание
1. Постройте социальную типологию субкультур (своего) города. Материал представить в виде таблицы или схемы.
2. Задание:
1. Сделать серию фотографий,
объединенную общей темой/проблемой. (1. Семейные
фотографии как социологическое отображение социального времени. 2. Визуальный анализ трансформации образа матери и
ребенка. 3.Памятники в городской среде - чей это город? Социологический анализ памятников Иркутска. 4. Граффити
городской среды. 5. Фоторепортаж в
печатных СМИ. 6. Гендерные особенности
поведения в торговых центрах (система и характер покупок). 7. Социальные роли в группе друзей. 8. Реклама как отражение гендерных стереотипов в
глянцевых журналах. 9. Невербальные
способы гендерной идентификации. Можно взять любую другую тематику).
2. Рассмотреть собранные фотоматериалы
как нечто целое, неразрывное.
3. Записать основные идеи и вопросы,
которые при этом возникли.
4. Проработать по возникшим вопросам
литературу.
5. Распределить фото в порядке,
отвечающем целям исследования.
6. Структурировать свой анализ, выделить
общие категории, повторяющиеся элементы, единичные явления. Сравнить, что
повторяется, как меняется и почему. Дать детальное описание каждой выделенной
категории.
7. Соединить полученные данные в
социологически значимое единое целое. Представить его как некую историю и затем
написать свои выводы в виде доклада на семинаре и эссе на 3–5 страниц.
3.Обсуждение причин возникновения субкультур (различных видов) и их влияния на общество на сайте Феноменология социальных трансформаций (www.fst.my1.ru) в разделе «Студенческий полигон» - «форум».
Литература
1. Вершинин М. Современные молодежные субкультуры: скинхэды. URL: http://psyfactor.org/vershinin3.htm (дата доступа 09.09.09)
2. Вершинин М. Современные молодежные субкультуры: хакеры. URL: http://psyfactor.org/lib/vershinin4.htm (дата доступа 09.09.09)
3. Денисова А. Семантика субкультуры анимэ / Электронный журнал «Аналитика культурологии». – 2009. - №2. URL: http://analiculturolog.ru/index.php (дата доступа 09.09.09)
4. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: Учеб. пособие для студентов вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2000. URL http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Ionin/_Index.php (дата доступа 09.09.09)
5. Захарова Н.Ю. Фотография как объект социологического анализа // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2008. – Т.11. – №1. – С. 147-161.
6. Костюков Л. Случай, когда оба неправы. URL: http://www.polit.ru/author/2009/01/29/subcult.html (дата доступа 09.09.09)
7. Культура в общественной системе // Курс лекций. URL: http://gosuprava.narod.ru/exam/lection/sociologiya/sociologiya4.html (дата доступа 09.09.09)
8. Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России // Социс. – 2002. – №10.
9. Молодежная культура. Специфика современных российских молодежных субкультур / сайт Культурология. URL: http://www.countries.ru/library/typology/smsb.htm (дата доступа 26.09.09)
10. Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры / Ин-т социологии РАН, Ульян. гос. ун-т. Н.-И. центр «Регион».– М.: Ин-т социологии РАН, 2000.
11. Омельченко Е.Л Про эмо, готов и нравственность // Полит.ру. URL: http://www.polit.ru/author/2009/01/23/subkult.html (дата доступа 09.09.09)
12. Омельченко Е.Л. Смерть молодежной культуры и рождение стиля «молодежный» // Полит.ру. URL: http://www.polit.ru/research/2006/10/26/omelchenko.html#_ednref1 (дата доступа 09.09.09)
13. Перминова Ю.В. Молодежные субкультуры г. Барнаула: социокультурный и психологический аспекты: Дипломная работа. / Сайт по культурологи. URL: http://www.countries.ru/library/typology/subc_barnaul.htm (дата доступа 09.09.09)
14. Семина М.В., Ганжа О.А. Визуальная социология и развитие социологического воображения // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2008. – Т.11. – С. 147-161.
15. Сергеев В. Молодежная субкультура в условиях мегаполиса. - Институт социально-политических исследований РАН. - М., 2001. URL: http://synerg.narod.ru/SER_MEGA.htm (дата доступа 09.09.09)
16. Цапко М.С. Рок как социокультурный феномен. - М., 2002.
Семинар 2. Массовая культура и культура потребления
Вопросы:
1. Виды массовой культуры.
2. Массовое общество как социальное явление (формы проявления).
3. Концепция
элитарной и популярной культуры П. Бурдье.
4. Общество массового потребления.
5. Потребление как культурная традиция
6. Массовая культура в виртуальном обществе
Вопросы для обсуждения
·
Плюсы и
минусы формирования массового общества.
·
Влияние
массового общества на психологию человека.
·
Потребительское
поведение в массовом обществе: причины и следствия.
·
Была ли
массовая культура в советском обществе?
·
Когда
возникает массовая культура? Для чего и почему возникает массовая культура в
обществе?
Практическое задание
1. Деловая игра «Шопинг по-русски» - продолжительность 30 мин.
Все участники делятся на группы продавцов и покупателей.
Задача продавцов состоит в том, чтобы правильно составить торговую стратегию и как можно выгоднее продать свой товар (одежду, продукты питания, автомобили, информационные услуги) представителям различных слоев общества.
Покупатели, в свою очередь разделялись на «бедных» (доход на 1 члена семьи до 3000 р.), «средний класс» (доход на 1 члена семьи до 20000 р.) и «богатых» (доход на 1 члена семьи выше 50000 р.).
В заключение игры покупатели дают оценку своим покупкам и оценивают состояние семейного бюджета после «шопинга». Продавцы рассказывают о том, какими принципами они руководствовались, предлагая товар различным аудиториям покупателей, и анализируют, насколько им удалось достичь своей цели.
2. Обсуждение причин возникновения массовой культуры в обществе и специфики потребительского поведения россиян на сайте Феноменология социальных трансформаций (www.fst.my1.ru ) в разделе «Студенческий полигон» - «форум».
Литература
1. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М., 1999. – С. 225-235
2.
Бороноев А.О.
Социология и социальная антропология. СПб., 1997. – С. 291-303
3.
Ерасов
Б.С. Социальная культурология / Изд-е третье, доп. и перераб. – М.:
Аспект Пресс, 2000. Электронная библиотека Славы Янко URL: http://yanko.lib.ru/books/cultur/erasov-soc_cult-a.htm
(дата доступа 09.09.09)
4.
Захаров А. В. Массовое
общество и культура в России: социально-типологический анализ //
Вопросы философии. – 2003. – №9. – С. 3-16.
5. Ильин В.И. Феномен потребления // Личный сайт автора, URL: http://www.consumers.narod.ru/lections/introduction.html (дата доступа 09.09.09)
6. Ильин В.И. Социология потребления. Дистанционный курс лекций // Там же, URL: http://www.consumers.narod.ru/ (дата доступа 09.09.09)
7. Ильин В.И. Общество потребления в России: Миф или реальность? // Фонд научных исследований (ФНИ) «Прагматика культуры». URL: http://artpragmatica.ru/hse/?uid=459 (дата доступа 09.09.09)
8.
Ионин
Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. – М., 2000. – С. 405-430.
или электронный вариант URL http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Ionin/_Index.php (дата доступа 09.09.09)
9. Кондратьев К.Я., Крапивин В.Ф. Современное общество потребления и его экологические ограничения // Энергия, 2005, № 10. С.60-66. URL: http://www.courier.com.ru/energy/en1005kondratyev.htm (дата доступа 09.09.09)
10. Малахин М. Клондайк потребления // Российская бизнес-газета, № 499, 15.03.2005, URL: http://www.rg.ru/2005/03/15/torgovlya.html (дата доступа 09.09.09)
11. Массовая культура: ХХ век / Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. - М.: Аграф, 1999. - с.155-159. / сайт Культурология. URL: http://www.countries.ru/library/typology/mascult.htm (дата доступа 26.09.09)
12. Мишкинене Ю.Б. Основные методологические подходы к анализу феномена «массового общества» / сайт Культурология. URL: http://www.countries.ru/library/typology/fenomen_mass.htm (дата доступа 26.09.09)
13. Мордовина Л.В., Шилова А. Феномен массовой культуры в современном обществе / Электронный журнал «Аналитика культурологии». – 2009. - №2. URL: http://analiculturolog.ru/index.php (дата доступа 09.09.09)
1. Найдорф М. К понятиям "толпа" и "масса" / сайт Культурология. URL: http://www.countries.ru/library/typology/tolpa_massa.htm (дата доступа 26.09.09)
2. Омельченко Н.В. Человек в современных философских концепциях // Человек. – 2005. – №4
3. Потребление, сформировавшее США // Независимая информация и аналитика из США, 15.12.2006. URL: http://www.washprofile.org/ru/node/5678 (дата доступа 09.09.09)
4. Радаев В.В. Социология потребления: основные подходы // Социологические исследования. – 2005. – №1. – С. 5-17.
5. Семишова Е.П. Средства массовой информации в современном социокультурном пространстве / Электронный журнал «Аналитика культурологии». – 2009. - №2. URL: http://analiculturolog.ru/index.php (дата доступа 09.09.09)
6. Семишова Е.П. Средства массовой информации как фактор смыслопостроения в современном поле культуры / Электронный журнал «Аналитика культурологии». – 2009. - №2. URL: http://analiculturolog.ru/index.php (дата доступа 09.09.09)
Дополнительная
1. Бодрийяр Ж. Система вещей. // Сайт «Библиотека Гумер». URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Bod_SisV/index.php (дата доступа 09.09.09)
2. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб: Макет, 1995. URL: http://www.gumer.info/authors.php?name=%CB%E5%E1%EE%ED+%C3. (дата доступа 09.09.09)
3. Московичи С. Век толп: Исторический трактат по психологии масс / Пер. с фр. // Сайт «Библиотека Гумер». URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Mosk/index.php (дата доступа 09.09.09)
4. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс / Пер. с исп. // Сайт « Библиотека Гумер «. URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/gas_voss/index.php (дата доступа 09.09.09)
5. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990. URL: http://www.gumer.info/authors.php?name=%D4%F0%EE%EC%EC+%DD. (дата доступа 09.09.09)
6. Хевеши М.А. Толпа, массы, политика. М: ИФ РАН, 2001. URL: http://www.gumer.info/authors.php?name=%D5%E5%E2%E5%F8%E8+%CC.+ (дата доступа 09.09.09)
Семинар 3. Реклама в современном мире
Вопросы:
(использовать результаты
практического задания №1 данного семинара)
1.
Цель и
задачи рекламного сообщения или образа.
2.
Роль
рекламы в жизни общества (социально-психологические факторы).
3.
Воздействие
рекламы на привычки людей.
4.
Реклама
как «создатель» новых потребностей человека.
Вопросы для обсуждения:
· Почему люди обращают внимание на рекламу?
· Почему рекламируемые образы всегда более притягательны (хотя и возможно никогда не достижимы), нежели чем реальные образы (в любой рекламе).
· Какие механизмы задействует реклама (как впрочем и политики в своих агитациях), что люди ей (им) верят?
Практическое задание
1. Провести экспресс-опрос «Доверяете ли вы рекламе? Почему?» и «Какая реклама вам нравиться? Почему?». Проанализировать полученные данные. Подготовить сообщение на семинаре. Результат этой работы отразить в эссе (письменно). Лучшие работы будут опубликованы на сайте www.fst.my1.ru.
2. Обсуждение роли рекламы в жизни общества будет происходить на сайте Феноменология социальных трансформаций (www.fst.my1.ru ) в разделе «Студенческий полигон» - «форум».
Литература
1. Бодрийяр Ж. Система вещей. // Сайт «Библиотека Гумер». URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Bod_SisV/index.php (дата доступа 09.09.09)
2.
Захаров А. В. Массовое
общество и культура в России: социально-типологический анализ //
Вопросы философии. – 2003. – №9. – С. 3-16.
3. Ильин В.И. Феномен потребления // Личный сайт автора, URL: http://www.consumers.narod.ru/lections/introduction.html (дата доступа 09.09.09)
4. Ильин В.И. Социология потребления. Дистанционный курс лекций // Там же, URL: http://www.consumers.narod.ru/ (дата доступа 09.09.09)
5. Ильин В.И. Общество потребления в России: Миф или реальность? // Фонд научных исследований (ФНИ) «Прагматика культуры». URL: http://artpragmatica.ru/hse/?uid=459 (дата доступа 09.09.09)
6. Потребление, сформировавшее США // Независимая информация и аналитика из США, 15.12.2006. URL: http://www.washprofile.org/ru/node/5678 (дата доступа 09.09.09)
7. Радаев В.В. Социология потребления: основные подходы // Социологические исследования. – 2005. – №1. – С. 5-17.
8. Семишова Е.П. Средства массовой информации в современном социокультурном пространстве / Электронный журнал «Аналитика культурологии». – 2009. - №2. URL: http://analiculturolog.ru/index.php (дата доступа 09.09.09)
9. Семишова Е.П. Средства массовой информации как фактор смыслопостроения в современном поле культуры / Электронный журнал «Аналитика культурологии». – 2009. - №2. URL: http://analiculturolog.ru/index.php (дата доступа 09.09.09)
10. Ходяков В.В. Информация как объект повседневности / Электронный журнал «Аналитика культурологии». – 2009. – №2. URL: http://analiculturolog.ru/index.php (дата доступа 09.09.09)
Семинар 4. Коммуникативные сферы культуры
Вопросы:
1. Основные теории коммуникаций.
2. Роль коммуникации в формировании
социально-культурной идентичности.
3. Общее
и отличное в понятиях «сетевая культура», «виртуальная культура», «цифровая
культура», «интернет-культура».
4. Виртуализация
современного общества: плюсы и минусы.
5. Динамика
коммуникативной сферы (советское общество и российское общество).
6. «Информационное
общество» как социальное явление.
Вопросы для обсуждения
·
Влияние
интерактивного общения на личность.
·
Виртуализация
как характеристика всего общества (в образовании, экономике, политике, культуре
и проч.)
·
Чем и
почему привлекательна «жизнь» в сети.
Практическое задание
1. Провести экспресс-опрос среди представителей различных поколений на тему «Интернет в вашей жизни» (как часто бывают в сети, и какие сайты чаще посещают, и почему именно эти сайты). Подготовить доклад (иллюстрации в виде графиков и схем - приветствуются).
2. Провести включенное наблюдение (видео, фото, рисунки – на выбор) за жизнедеятельностью: кинотеатров, парков и скверов, торговых центров, дискотек, мест массового скопления людей и проч. Затем описать характеристики поведения людей в этих местах (кто приходит, для чего, как общаются, как уходят и проч.) Описать «жизнь» этих людей и роль этого пространства в целом восприятии жизни этих людей. Подготовить доклад (работа выполняется по группам – 3-4 человека – каждая группа наблюдает за 1 местом). Результат этой работы отразить в эссе (письменно). Лучшие работы будут опубликованы на сайте www.fst.my1.ru
3. Обсуждение причин расширения роли виртуального пространства в жизни россиян на сайте Феноменология социальных трансформаций (www.fst.my1.ru ) в разделе «Студенческий полигон» - «форум».
Литература
1. Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. – М.: РИП-холдинг, 2003. // Сайт «Evartist». URL: http://evartist.narod.ru/text7/62.htm (дата доступа 09.09.09)
2. Бодрийяр Ж. Реквием по масс-медиа // Поэтика и политика. Альманах Российско-Французского центра социологии и философии Института социологии Российской Академии наук. – М.: Институт экспериментальной социологии. – СПб: Алетейя, 1999, С. 193-226.
3. Карпов Е.Б., Фридланд А.Я., Фридланд И.А. Информационное общество и информатика // Сайт «Инфосоц». URL: http://conf.infosoc.ru/03-r1f09.html (дата доступа 09.09.09)
4. Кирилина А. Гендерные аспекты массовой коммуникации // Гендер как интрига познания. М.: «Рудомино». – 2000. – С. 47-81
5. Луман Н. Реальность массмедиа. – М.: Праксис, 2005. – 256 с.
6. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. – М.: Едиториал УРСС, 2003.
7. Пригожин И.Р. Сетевое общество // Социологические исследования. – 2008. – №1.
8. Сидорова М.Ю. Рефлексия «наивного» говорящего над языком и коммуникацией (по материалам открытых Интернет-дневников) // Сибирский филологический журнал. – 2004. – №1.
9. Сидорова М.Ю. «Засоряют ли СМС-сообщения русский язык?», или «На зеркало неча пенять» // Персональная страница Марины Сидоровой на сайте Narod.ru URL: http://marinadoma.narod.ru/inet/sms.html (дата доступа 09.09.09)
10. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003.
11. Хабермас Ю. Теория коммуникативного действия. Сводный реферат // Современная западная теоретическая социология. Вып.1. Хабермас Ю. // Реферат.- М., 1992. – С.57-101.
12. Шарков Ф.И. Истоки и парадигмы исследований социальной коммуникации // Социологические исследования, 2001. – № 8. – С. 52-61.
Семинар 5. Развлечения в советской и современной культуре
(на основе анализа визуальных и печатных
текстов)
Вопросы:
1. Сравнение способов и моделей развлечения в
советское время и сейчас
2. Образы семейного досуга и развлечений в СССР
и современной России (по материалам СМИ – как журналов и газет, так и фильмов
(по выбору студентов)
3. Развлечения родителей и современной молодежи
– общее и отличное (по материалам практического задания 3 данного семинара).
4. Глянцевый журнал – смысл и задачи
5. Образы развлечений в современных СМИ (анализ
визуального ряда – музыкальных программ, развлекательных и информационных
программ, фильмов и проч.)
Вопросы для обсуждения
·
Какую
роль играют развлечения в жизни современного человека? Всегда ли так было?
·
Чем и
как привлекают потребителей в индустрию развлечений
·
Какие
ценности отражаются в текстах и изображениях досуга (сравнить советское время и
современную Россию)
·
Какие виды
досуга позиционируются в СМИ как модные и ценные, а какие нет. Почему?
(сравнить советское время и современную Россию)
·
Виды
развлечений и досуга и социальный статус
Практическое задание
1. Составьте таблицу и проанализируйте
основные виды развлечений.
2. Разбиться на группы по 3-4 человека. Подобрать и проанализировать метафоры, скрытые смыслы в демонстрации, обсуждении или рекламе досуга и развлечений. Рассмотреть знаки и символы дискурса о развлечениях (визуальный и вербальный ряд, слоганы, тексты). Результат этой работы отразить в эссе (письменно). Лучшие работы будут опубликованы на сайте www.fst.my1.ru.
3. Опросить своих родственников на тему – как они развлекались в юности. Провести мини-опрос среди своих сверстников – как они предпочитают развлекаться. Подготовить доклад по материалам опроса. Результат этой работы отразить в эссе (письменно). Лучшие работы будут опубликованы на сайте www.fst.my1.ru.
4. Обсуждение метафор и скрытых смыслов, знаков и символов досуга и развлечений позиционируемых в различных СМИ и специфики потребительского поведения россиян, а также предпочтений в форме досуга ваших сверстников и ваших родителей будет происходить на сайте Феноменология социальных трансформаций (www.fst.my1.ru ) в разделе «Студенческий полигон» - «форум».
Источники анализа:
Материалы иллюстрированных журналов (например, «Семь дней», «ТВ-Парк», «Отдых в России», «Где», «Афиша», «Космополитен», «Гламур», «Лиза», «Натали», «Караван истории», «Крестьянка», местные издания и проч.), а также ресурсы Интернет.
Литература
1.
Белякова, Е.П. Новая культура России – глянец URL: http://www.a-s-t.ru/index.php?page=new1&line=1
(дата доступа 09.09.09)
2. Ванштейн О. Улыбка чеширского кота: взгляд на российскую модницу // Женщина и визуальные знаки. Под ред. А. Альчук. М.: Идея-Пресс. 2000. С.30-43
3. Дашкова Т. Визуальная репрезентация женского тела в советской массовой культуре 30-х годов // Логос. – 2003. – № 11-12.
4. Дашкова Т. Идеология в лицах. Формирование визуального канона в советских журналах 1920-х – 30-х годов // Культура и власть в условиях коммуникативной революции ХХ века. Форум немецких и российских исследователей. Под ред. К. Аймермахера, Г. Бордюгова и И. Гарбовского. М.: «АИРО-ХХ». – 2002. – С. 103-128
5. Дуков Е.В. Развлечение как историко-культурная проблема / Концерт в истории западноевропейской культуры. – М.: «Классика-XXI». – 2003. – С. 35-49.
6.
Идлис, Ю. О грязи, глянце и гламуре URL: http://polit.ru/culture/2006/03/01/glamuridlis.html
(дата доступа 09.09.09)
7. Захаров А.В. Развлечение sub specia социологии // Социологические исследования. – 2008. – № 1. – С. 106-114
8. Малви Л. Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф // Антология гендерной теории. / Сост. Е. Гапова, А. Усманова. – Минск: Пропилеи. – 2000. –С. 280-287
9. Митрошенков О.А. Пространство российской духовной культуры: испытание переменами // Социологические исследования, 2005. – №11. – С. 37-46.
10. Никитина, И.В. Маски массовой культуры // Человек. – 2004. - №6.
11. Патрушев В.Д. Динамика использования бюджетов времени городским и сельским населением // Социологические исследования, 2005. – № 8.
12. Ромах О.В., Слепцова А. Потребительский сектор глянцевого журнала / Электронный журнал «Аналитика культурологии». – 2009. - №2. URL: http://analiculturolog.ru/index.php (дата доступа 09.09.09)
13. Ромах О.В., Слепцова А. Содержание и структура глянцевых журналов / Электронный журнал «Аналитика культурологии». – 2009. - №2. URL: http://analiculturolog.ru/index.php (дата доступа 09.09.09)
14. Тартаковская И. Мужчина и женщина на страницах современных российских газет: дискурсивный анализ // Рубеж. – 2000. – №5. С.168-241 URL: http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/10644; (дата доступа 09.09.09) URL: http://www.socnet.narod.ru/Rubez/15/TARTAK.zip (дата доступа 09.09.09)
15. Чернова Ж. «Корпоративный стандарт» современной мужественности. Инструкции по созданию // Социологические исследования, 2003, № 2
16. Чернышова, В. Глянцевый мир URL: http://www.gazeta.ru/style/2006/11/a_1102254.shtml (дата доступа 09.09.09)
17. ФОМ / Где и как хотели бы отдыхать россияне? URL: http://bd.fom.ru/report/map/of052405 (дата доступа 09.09.09)
18. ФОМ / Поездки за границу. URL: http://bd.fom.ru/report/map/d081922 (дата доступа 09.09.09)
19. ФОМ / Телевизор в нашей жизни. URL: http://bd.fom.ru/report/map/d083623 (дата доступа 09.09.09)
20. Фрумкина, Р. Ода глянцевым журналам // Русский журнал. – 2000. – 14 марта.
Дополнительная
1. Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии. /пер. с фр. – М.: Ad Marginem, 1997. // Сайт «Библиотека Гумер». URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/camera/index.php (дата доступа 09.09.09)
2. Бодрийяр Ж. Соблазн / Пер. с фр. А. Гараджи. – М.: Изд-во Ad Marginem, 2000. // Сайт «Библиотека Гумер». URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/bodriy/index.php (дата доступа 09.09.09)
3. Ильин В. Поведение потребителей. – Сыктывкар, 1998. – URL: http://socnet.narod.ru/library/authors/Ilyin/consumption/content.htm (дата доступа 09.09.09)
4. Хейзинга Й. Homo ludens // Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. – М.: «Прогресс-Академия», 1992. // Сайт «Библиотека Гумер». URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Heiz/index.php (дата доступа 09.09.09)
Семинар 6. Образы успешного человека советского общества
и современного общества
(на основе анализа визуальных
и печатных текстов)
Вопросы:
1. Определите стереотипы социального «успеха» для мужчин и женщин (Успешный человек – какой он?).
2. Рассмотрите способы саморепрезентации человека.
3. Портрет «успешного» человека в советском обществе и в российском обществе. В чем общее и отличное.
4. Причины стирания и/или конструирования новых различий между «успехом» мужчин и женщин в современном обществе.
Вопросы для
обсуждения
· Техники конструирования идеального образа человека в СМИ, соответствующего нормам советской и современной эпохи.
· Причины изменения категорий «успешности».
· Формы изменения категорий «успешности».
· Последствия изменения категорий «успешности» для мужчин и женщин.
Практическое задание
1. Собрать визуальный ряд: по 3-5 изображений (мужчин и женщин), относящихся к следующим периодам – 30-40-е гг.; 40-50-е гг.; 60-70-е гг.; 80-90-е гг.; 2000-2009-е гг. Фотографии, портреты и проч. должны иллюстрировать характеристики соответствующего времени. К каждой группе фотографий написать общую характеристику времени и ответить на вопрос – почему именно эти характеризуют собой «успешных» людей данного периода. Результат этой работы отразить в эссе (письменно). Лучшие работы будут опубликованы на сайте www.fst.my1.ru.
2. Обсуждение трансформации образов успешности происходит на сайте Феноменология социальных трансформаций (www.fst.my1.ru ) в разделе «Студенческий полигон» - «форум».
Источники
Фотодокументы из газет и иллюстрированных журналов (например, «Огонек», «Работница», «Крестьянка», «Караван истории», «Лиза», «Натали», «Наше наследие», «Лица», «Итоги», «Профиль», «7 дней» и т.п. (объем не ограничен); художественные произведения, в том числе кинофильмы и «парадные» портреты, созданные художниками Репиным, Серовым, Глазуновым, Шиловым и др.; «заказные» портреты из домашних фотоальбомов. Желательно сопроводить изображение кратким описанием карьеры и достижений этого человека (чтобы было понятен социальный контекст).
Литература
1. Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии. /пер. с фр. – М.: Ad Marginem, 1997. // Сайт «Библиотека Гумер». URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/camera/index.php (дата доступа 09.09.09)
2. Брекнер Р. Изображенное тело. Методика анализа фотографии // Интер. – 2007. – № 4.
3. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. – М.: «Канон-Пресс-Ц», «Кучково поле». – 2000. – С. 296-392.
4. Захарова Н.Ю. Фотография как объект социологического анализа // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2008. – Т.11. – №1. – С. 147-161.
5. Сальникова Е.В. Советская культура в движении: от середины 1950-х к середине 1980-х. Визуальные образы, герои, сюжеты. – М.: Изд-во ЛКИ, 2008.
6. Семишова Е.П. Средства массовой информации в современном социокультурном пространстве / Электронный журнал «Аналитика культурологии». – 2009. - №2. URL: http://analiculturolog.ru/index.php (дата доступа 09.09.09)
7. Семишова Е.П. Средства массовой информации как фактор смыслопостроения в современном поле культуры / Электронный журнал «Аналитика культурологии». – 2009. - №2. URL: http://analiculturolog.ru/index.php (дата доступа 09.09.09)
8. Усманова. А. «Визуальный поворот» и гендерная история // Гендерные исследования, – 2000. – С.149-176.
9. Христофорова О.Б. Полевые методы в визуальной антропологии // Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика. URL: http://www.ruthenia.ru/folklore/hristoforova3.htm (дата доступа 09.09.09)
10. Чернова Ж.В. Медиа-репрезентации пола: российские варианты. URL: http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/149602/2763 (дата доступа 09.09.09)
11. Штомпка П. Введение в визуальную социологию / INTER (интеракция, интервью, интерпретация). – 2007. – № 4., – С. 6-12.
12. Sontag Susan. On photography URL: http://www.susansontag.com Русский перевод статьи см.: Мир фотографии / Сост. В. Стигнеев и А. Липков. – М.: Планета, 1998. URL: http://www.photographer.ru/magazine/article.htm?id=401 (дата доступа 09.09.09)
Семинар 7. Изменение образов родного города
(на основе анализа фотографий
из личного альбома, газетных и журнальных публикаций и фото- и видеосъемки или
непосредственного реального наблюдения элементов городской среды – архитектурных
ансамблей, памятников и монументов, флагов, плакатов, рекламы, элементов
художественного оформления улиц, эмблем, фотографий, открыток и т.п.)
Вопросы:
(во всех докладах желательно использовать материалы
практического задания №1 данного семинара)
1.
Подходы
к раскрытию понятия «облик города».
2.
Городская
среда как объект исследования (примеры анализа городской среды).
3.
Методы
изучения городского пространства и среды.
4.
Символы
городов – фантазия или реальность.
5.
Городская
культура и образ города. Взаимодействие и/или противоборство.
Вопросы для обсуждения
·
Что
символизирует изменение архитектуры города.
·
Как
социальные трансформации отражаются на облике городов.
·
Какие
элементы городской среды являются основными в формировании уникального облика
города.
Практическое задание
1. Провести «исследование» улиц Иркутска или
любого другого города по группам: 1 подгруппа – строительство зданий и других архитектурных
ансамблей, характеризующих разные исторические периоды (роль, место, значение,
сравнить «вписанность» в исторический контекст и современные реалии и проч.); 2
подгруппа – анализ памятников и монументов иллюстрирующих определенный
исторический период (почему возник, что символизировал и что сейчас
символизирует. Что изменилось, а что – нет); 3. реклама и плакаты
иллюстрирующие определенный исторический период (почему возникали, что
символизировали и что сейчас символизируют. Что изменилось, а что – нет) и
проч.
Во всех группах выделить ключевые линии «развития сюжета» зданий, памятников, рекламы и пр. в рамках государственно-политической символики, культурно-исторической символики, социально-актуальной символики, праздничной и проч. символики. Результат этой работы отразить в эссе (письменно). Лучшие работы будут опубликованы на сайте www.fst.my1.ru.
2. Обсуждение изменения образов города через здания, монументы и памятники, плакаты и рекламу происходит на сайте Феноменология социальных трансформаций (www.fst.my1.ru ) в разделе «Студенческий полигон» - «форум».
Литература
1. Аурова Н. Образ русского города // Свободная мысль. – 2008. – №5. – C. 215-218
2. Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность; Сб. науч. ст. / Под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой, П.В. Романова, В.Л. Круткина. – Саратов: Научная книга, 2007. – 528 с.
3. Захарова Н.Ю. Фотография как объект социологического анализа // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2008. – Т.11. – №1. – С. 147-161.
4. Каганов Г.З. Горожанин в городе: идентификация с землей и небом // Человек. – 2001. – № 4. – С. 28-38.
5. Каганов Г.З. Городская среда: преемство и наследование // Человек. – 2000. – № 4. – С. 49-62.
6. Каганов Г.З. Город и «культ личности» горожанина // Звезда. – 2001. – № 6. – С. 194-203.
7. Каганов Г.З. Душа и тело города // Человек. – 2002. – № 1. – С. 88-103.
8. Торшева С.Ю. Смыслы городского пространства. – М.: ДеКа, 2008. – 426 с.
Семинар 8. Социальная динамика культурных процессов
(сравнение советского и российского общества)
Вопросы:
1. Типы и формы социокультурных изменений.
2. Эпоха модерна и постмодерна в советском и российском обществе. Теоретическое обоснование различного протекания культурных процессов.
3. Портрет «советского» человека и Портрет «российского» человека.
4. Социально-культурные ценности человека советского и человека российского.
5. Влияние социально-политических событий на культурные процессы.
Вопросы для обсуждения:
·
Через какие
механизмы проявляется изменение культурных процессов.
·
Что
является статичным, неизменным в обществе, а что постоянно меняется.
·
Плюсы и
минусы социального изменения (как они отражаются на жизни отдельного человека,
разных социальных групп, общества в целом).
Практическое задание
1. Провести экспресс-опрос на тему «САМОЕ хорошее в советском обществе и САМОЕ хорошее в российском обществе». В опросе должны принять участие представители 3-х поколений: те, кому сегодня 20-25 лет, те, кому сегодня 40-45 лет, те, кому сегодня 60-65 лет. Сравнить ответы представителей разных поколений. Выступить с докладом (привлекая и данные по аналогичным исследованиям других авторов) и объяснить различия (графики и схемы – приветствуются).
2. Обсуждение причин и форм изменения культурных процессов в обществе на сайте Феноменология социальных трансформаций (www.fst.my1.ru) в разделе «Студенческий полигон» - «форум».
Литература
1. Абельс Х. Ирвинг Гофман: Техники презентации // Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию. - СПб.: Изд-во «Алетейя», 1999. - 272 с.
2. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. – М.: «КАНОН-Пресс-Ц», «Кучково поле», 2000 (в особенности предисловие Александра Ковалева и Введение).
3. Гофман А.Б. Люди и мода, или новая теория моды и модного поведения. – М.: ГНОМ и Д., 2000. (Электронная копия в архие BookAll.ru. URL: http://bookall.ru/savered.php?file=101578 (дата доступа 09.09.09)
4. Захаров А.В. Массовое общество и культура в России // Вопросы философии. – 2003. – № 9. – С. 3-16
5. Захаров А.В. Традиционная культура в современном обществе // Социологические исследования. – 2004. – № 7. – С. 105 -115.
6. Ерасов Б.С. Социальная культурология. Учебник. - М.: Аспект Пресс, 2000. (Параграфы «Праздник как институт культуры», С. 170-171; «Игровая функция культуры», С. 122). URL: http://yanko.lib.ru/books/cultur/erasov-soc_cult-8l.pdf (дата доступа 09.09.09)
7. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996. Глава 5 «Традиция – канон - стиль». URL http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Ionin/_Index.php (дата доступа 09.09.09)
8. Козлова Н.Н. Социально-историческая антропология: Учебник. - М.: Ключ-С,
1998. (Тема 8. Советский человек).
9. Козлова Н. Н. Сцены из частной жизни периода «застоя»: семейная переписка // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. - Том 2. - № 3.
10. Козлова Н. Н., Сандомирская И. И. «Я так хочу назвать кино». «Наивное письмо»: опыт лингво-социологического чтения. М., Гнозис; Русское феноменологическое общество, 1996.
11. Козлова Н.Н. Советские люди. Сцены из истории. – М.: Издательство «Европа», 2005.
12. Левада,
Ю.А. От мнений к пониманию. Социологические очерки 1993-2000. / Ю.А. Левада –
М.: Московская школа политических исследований, 2000. –108 с.
13. Лотман Ю.М. Культура и взрыв // Лотман Ю.М. Семиосфера.- СПб.: "Искусство-СПБ", 2004, С.12-147. (Электронная копия в библиотеке Александра Белоусенко. URL: http://www.belousenko.com/books/Lotman/lotman_semiosfera.rar
) (дата доступа 09.09.09)